Пенсионная реформа: не все так просто...

Авторы реформы оказались неважными официантами: "пенсионный стол" накрыли фактически на одну персону - Внешэкономбанк. А теми крохами, что перепадут частному бизнесу, будут распоряжаться так называемые управляющие компании, о которых до реформы знали только финансисты. при этом не понятно, смогут ли УК переварить даже такую скромную трапезу. Кажется, ответственное поручение лучше было бы дать кому-то другому. Претенденты имеются, но от этого не легче.

Авторы реформы оказались неважными официантами: "пенсионный стол" накрыли фактически на одну персону - Внешэкономбанк. А теми крохами, что перепадут частному бизнесу, будут распоряжаться так называемые управляющие компании, о которых до реформы знали только финансисты. при этом не понятно, смогут ли УК переварить даже такую скромную трапезу. Кажется, ответственное поручение лучше было бы дать кому-то другому. Претенденты имеются, но от этого не легче.

"Серые лошадки"

Призыв самому распорядиться своими пенсионными накоплениями удивительно напоминает приглашение сыграть на тотализаторе. Среднестатистический россиянин разбирается в управляющих компаниях не лучше, чем в скаковых лошадях. В обоих случаях ему придется делать выбор, ориентируясь исключительно на красоту и благозвучность "клички". Согласитесь, слишком мало для того, чтобы всерьез рассчитывать на успех.

Но даже если будущий пенсионер определится с выбором и будет совершенно готов доверить заботу о своих накоплениях той или иной управляющей компании, то столкнется с целым рядом неудобств. Мало того, что придется оббивать пороги различных организаций, чтобы взять, подписать и заверить всякие бумажки, так еще нужно будет оббегать полгорода в поисках территориального отделения Пенсионного фонда или банка, уполномоченного оформлять бумаги для перевода накопительной части пенсии на счет вожделенной управляющей компании. Да и в дальнейшем иметь дело с УК будет не особо удобно.

Самый существенный недостаток управляющих компаний - это отсутствие разветвленной сети филиалов. Большинство УК, по всей видимости, обзаведутся филиалами не скоро: для многих компаний это слишком дорогое удовольствие. В регионы они не идут, отделений в крупных городах не открывают. Поэтому сложно представить, как клиенту откуда-нибудь с Урала или Дальнего Востока удастся контролировать управление средствами, которые он доверил столичной компании.

Предполагать, что УК будут распоряжаться нашими деньгами, как собственными, по крайней мере, неразумно. Во-первых, новоиспеченные управляющие компании наверняка столкнутся с дефицитом надежных сотрудников. На российском рынке труда мало высококлассных опытных менеджеров: большинство из них уже трудоустроены. Поэтому весьма велика вероятность того, что деньгами вкладчиков будут распоряжаться люди, которые не очень хорошо разбираются в финансовых вопросах.

Во-вторых, работа с частными клиентами, в том числе с будущими пенсионерами, - это дорогой бизнес. Нужны слишком большие затраты на управление портфелем. Скорее всего, мелкие и совсем молодые управляющие компании такие расходы не потянут и с миллиардами пенсионных денег не справятся. Этот бизнес может быть рентабельным лишь при больших объемах. Где это видано, чтобы крохами от каравая наелись 55 голодных!

Что-то вы темните

История управляющих компаний отнюдь не похожа на чистый лист. За недолгое время своего существования они успели замешаться в сомнительные дела.

Это тайна, покрытая мраком: как всем 55 компаниям, большая часть из которых новички, удалось выполнить и перевыполнить планы роста и привести свои финансовые показатели в соответствие с конкурсными требованиями к заветному первому августа. Сомнения, знаете ли, появляются, что все они представили цифры нефиктивные и ненадутые. Судя по документам Федеральной комиссии по ценным бумагам, показатели управляющих компаний усиленно и прилежно приводились в соответствие с требованиями к участникам конкурса. Весной собственным капиталом не менее пятидесяти миллионов рублей располагали лишь шесть претендентов на пенсионные деньги. К середине лета число состоятельных управляющих компаний удвоилось. Не слишком ли быстро, всего-то за июль месяц, разбогатели остальные?

Плюс ко всему в последний момент правительство сняло самое жесткое требование к участникам тендера - о двухлетнем опыте работы на рынке. Видимо, к этому приложили усилия лоббисты, продвигавшие чьи-то интересы. По сведениям "Коммерсанта", наиболее настойчиво послаблений для участников конкурса добивался Банк Москвы. Так или иначе, но требования правительства оказались легковыполнимыми для большинства, и в тендере победила ватага новорожденных компаний. Пожалуй, все это выйдет боком. Избыток игроков сделает рынок нестабильным. Огромное число компаний будет управлять незначительными портфелями и не сделают погоды. Сложившаяся ситуация только путает будущих пенсионеров и создает почву для различных махинаций. Словом, даже тот маленький кусочек "пенсионного пирога", что государство оставило на съедение частным УК, может встать им поперек горла.

Банковская ставка

При всем богатстве выбора альтернативы... есть. Управление пенсионными накоплениями можно было доверить банкам. В их пользу говорит то, что банковской системе России уже пятнадцать лет. Выдержав испытание кризисами, банки доказали свою надежность и состоятельность. У кредитных организаций неизмеримо больше опыта работы на фондовых рынках, нежели у молодых управляющих компаний. Хорошо отлажена система управления рисками.

Несмотря на очевидные преимущества банков перед управляющими компаниями, они все же не были допущены к управлению пенсионными накоплениями. Государство выдвинуло в поддержку своей принципиальной позиции аргумент "двойных рисков". Банки уже имеют на счетах средства граждан, и если кредитное учреждение обанкротится, то будет не понятно, кому в первую очередь возвращать деньги - пенсионерам или вкладчикам.

Чего еще опасается государство, так это того, что банки будут вкладывать деньги пенсионеров в собственные ценные бумаги и акции родственных структур. Поэтому правительство решило отделить мух от котлет, разрешив банкам участвовать в управлении пенсионными деньгами только через дочерние управляющие компании. На поверку именно такая система оставляет меньше всего шансов на то, что деньги пенсионеров останутся целыми и невредимыми.

С черного хода

Миф о том, что российские банки будут отстранены от участия в пенсионной реформе, стал развеиваться уже летом этого года. Крупнейшие кредитные учреждения начали активную скупку негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и занялись созданием собственных депозитариев (компании по учету и регистрации прав на владение ценными бумагами).

Больше всего в этом преуспели государственные структуры. В июле 2003 года Внешторгбанк приобрел у банка ЮВК Объединенную депозитарную компанию (ОДК), предоставил необходимые финансовые гарантии и оказался главным претендентом на право стать пенсионным спецдепозитарием. Фактически банк получил полный контроль почти за всем потоком пенсионных денег, а это пять - семь миллиардов долларов в год. При стандартной комиссии в 0,1% на счетах спецдепозитария за год может осесть более пяти миллионов долларов. Без какого бы то ни было риска. Попытки ряда банков создать в складчину собственный депозитарий подобного масштаба не увенчались успехом.

Возможно, именно после этой неудачи банки решили идти в пенсионную реформу обходными путями. Таких результатов, как у Внешторгбанка, пока не добился никто, но локальные успехи имеются. В частности, Росбанк и "ИНГбанк-Евразия" достаточно успешно продвигают собственные депозитарные проекты, получив в клиенты многие управляющие компании и НПФ.Активизируется и финансовая группа НИКОЙЛ, в которую входят уже несколько банков и управляющих компаний.

Наибольшую интригу для рынка пока представляют действия МДМбанка. По имеющейся информации, группа МДМ готова активно играть на пенсионном рынке, однако конкретная сделка по покупке какого-либо НПФ или управляющей компании пока не состоялась. Так или иначе, сделка обещает быть громкой, хотя все лакомые куски рынка уже вроде бы распределены между другими игроками.

Так, управляющая компания "КапиталЪ" все очевиднее дрейфует в сторону финансовой империи ЛУКОЙЛа. Для самих нефтяников установление партнерских отношений с компанией -неплохой способ упрочить каркас своего финансового бизнеса. "КапиталЪ" управляет активами сразу восемнадцати НПФ, в том числе средствами НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ "Внешэкономфонд", НПФ Сбербанка и НПФ "Внешторгфонд", родственного Внешторгбанку.

Банкиры, вполне возможно, поборются и за возможность работать на рынке пенсионных накоплений через управляющую компанию "РТК-инвест". Эта "дочка" Ростелекома может оказаться вполне привлекательной для того же МДМ.

Запутанная ситуация сложилась вокруг активов управляющей компании "Лидер". Еще недавно положение компании вызывало зависть конкурентов, ведь именно через нее управлялись средства НПФ "Газфонд", который исправно пополняют деньги пенсионеров Газпрома. Теперь же деньги Газфонда перетягивает к себе УК НИКОЙЛ.

В схватку за доступ к пенсионным деньгам включаются и региональные банкиры, на которых московские тяжеловесы привыкли смотреть свысока. Так, свою нишу уже нашли "Вита-банк", Республиканский банк, Всероссийский банк развития регионов и Петровский народный банк. Деньги российских пенсионеров интересуют даже "дочек" иностранцев, в частности "ИНГбанк-Евразия" и АБН АМРО.

Вот парадный подъезд...

Впрочем, банкиры не забывают о том, что кратчайший путь между двумя точками - прямая линия и продолжают активные боевые действия на лоббистском фронте. Их неожиданным на первый взгляд союзником стало Министерство антимонопольной политики. Не успел МАП подписать соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией региональных банков России (АРБ), как представители министерства сразу начали говорить о необходимости допустить банки к управлению пенсионными деньгами напрямую, и в ближайшее время. Удивляться этому не стоит: АРБ известна как самый последовательный и самый ярый лоббист со стороны банковского сообщества. Впрочем, пока не ясно, сможет ли тандем ассоциации и министерства добиться успеха, поскольку в жесткой оппозиции к нему находятся два не менее серьезных ведомства: Пенсионный фонд и ФКЦБ.

Так или иначе, массовый приход банков в пенсионную реформу окольными или прямыми путями по сути может означать одно: деньги населения могут быть поделены, и дележка уже началась. О безрисковости пенсионных накоплений уже никто и не заикается. Кроме того, непрозрачное участие банков вместо того, чтобы облегчать принятие конкретным гражданином решения о судьбе своих накоплений, вносит еще больше сумятицы. Теперь даже финансисту сложно разобраться, кто же реально будет управлять тем или иным портфелем пенсионных денег. Что же говорить о неискушенных среднестатистических россиянах. Им, наверное, в пору подбрасывать в воздух пятьдесят пять монеток. Крупные игроки ведут большую игру, но шанс проиграть остался только у будущих пенсионеров.

comments powered by Disqus