Новый год - новые надежды

Начинается новый 2004 год. Он обещает быть очень интересным и для управляющих компаний, впервые получающих в управление деньги Пенсионного фонда России, и для негосударственных пенсионных фондов, подключающихся к сбору пенсионных накоплений, и для государственных органов, призванных работать над правилами игры и контролировать их соблюдение.

Начинается новый 2004 год. Он обещает быть очень интересным и для управляющих компаний, впервые получающих в управление деньги Пенсионного фонда России, и для негосударственных пенсионных фондов, подключающихся к сбору пенсионных накоплений, и для государственных органов, призванных работать над правилами игры и контролировать их соблюдение.

Судя по предварительным данным, в прошлом году управляющим компаниям удалось привлечь не очень большое количество граждан - порядка 500 тыс. человек отдали свои накопительные пенсионные счета в управление негосударственным управляющим. Первый опыт есть, но он пока не самый удачный. Поэтому ожидания от 2004 года только возрастают.

Для всех нас - и людей профессионально связанных с реформированием российской пенсионной системы, и "простых будущих пенсионеров" - 2004 год будет очень важным. Чего нам следует ждать от него? Безусловно, все мы с нетерпением ждем принятия нового блока законов по пенсионной реформе. В первую очередь к их числу относятся нормативные акты, определяющие порядок выплаты накопительной части трудовой пенсии. Они должны описать механизмы выплат пенсии и снять огромный пласт вопросов населения о том, как можно будет ею распоряжаться.

В частности, например, они должны - и такие идеи активно обсуждаются - дать возможность негосударственным пенсионным фондам выплачивать накопительную часть пенсии не сразу после выхода на пенсию, а на несколько лет позже. Это даст возможность увеличить размер пенсии для пенсионера, тем более что очень многие в первые годы после выхода на пенсию продолжают работать, получать зарплату и вполне могут продолжать копить для себя "пенсионные" деньги.

Кроме того, правительством пока не приняты требования к размещению средств пенсионных резервов, их составу и структуре; мы также ждем, что они будут учитывать предложения управляющих компаний и, главное, пенсионных фондов, сформированные на заседаниях экспертного совета в Минтруде.

Результатом принятия этих и других нормативных актов станет возможность негосударственным пенсионным фондам разработать принципиально новый набор продуктов по пенсионному обеспечению, а это должно способствовать пробуждению интереса будущих пенсионеров к реформе. Также возлагаются большие надежды на государственную разъяснительную кампанию в области пенсионной реформы, которая в 2003 году велась далеко не в полную силу. Специалисты пенсионного рынка со своей стороны будут продолжать активную работу через крупные предприятия, объясняя людям их новые возможности.

Для негосударственных пенсионных фондов основная задача 2004 года - развитие инфраструктуры, представительств и отделений по всей территории России. В наиболее выгодном положении здесь находятся те фонды, которые имеют тесные отношения с банками, имеющими мощную и хорошо разветвленную региональную сеть, и в первую очередь негосударственный пенсионный фонд Сбербанка. Однако и им будет необходимо вложить достаточно средств: во-первых, в обучение персонала, который поможет будущим пенсионерам разобраться в непростых вопросах реформы, а во-вторых, в создание масштабных автоматизированных систем учета участников фондов.

Как откликнется население на предложения негосударственных пенсионных фондов и будет ли их выход на рынок более удачным, чем у управляющих компаний, - покажет ближайшее будущее. Однако, по моему мнению, поводы для оптимизма у нас есть.

Алексей Шкрапкин, генеральный директор управляющей компании "КапиталЪ"

comments powered by Disqus