Пенсионная индустрия

Пенсионные заявления зависли между банками и ПФР

Тысячи заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений в частные управляющие компании не были приняты Пенсионным фондом России (ПФР). Причиной этого стали проблемы с программным обеспечением банков, принимавших заявления. В результате пенсионные накопления этих граждан, вопреки их воле, могут остаться у государства.

Как стало известно "Ъ", тысячи заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений в частные управляющие компании не были приняты Пенсионным фондом России (ПФР). Причиной этого стали проблемы с программным обеспечением банков, принимавших заявления. В результате пенсионные накопления этих граждан, вопреки их воле, могут остаться у государства.

Пенсионные выборы закончились 31 декабря, когда банки-трансферагенты прекратили принимать пенсионные заявления. Банки должны были перевести эти заявления в электронную форму и отправить в территориальные отделения Пенсионного фонда России. Согласно приказу ПФР, последний срок передачи электронных данных истекал 7 января. Однако с этим возникли проблемы.

Дело в том, что основной поток граждан, желавших перевести пенсионные накопления в частные компании, пришелся на последние дни декабря. По данным ПФР, в это время поступило около трети всех заявлений. Неожиданная активность граждан привела к тому, что ряд банков не успел обработать принятые заявления в установленные сроки из-за затянувшихся рождественских каникул. И ПФР согласился продлить прием информации до 15 января.

Однако, как стало известно "Ъ", заявления из восьми банков-трансферагентов до сих пор не приняты. Банки не уложились даже в продленные сроки. Кроме того, в поданной ими информации обнаружились ошибки, на устранение которых ушло несколько дней. В итоге сроки оказались настолько сорванными, что ПФР отказался принять от трансферагентов исправленные файлы. Объем зависших заявлений исчисляется тысячами. "Все заявления, оформленные в наших московских офисах, пока не приняты ПФР, - заявили "Ъ" в одном из крупнейших банков, принимавших пенсионные заявления. - Это более трех тысяч заявлений". Аналогичные оценки на условиях анонимности привели еще несколько банков. Однако от официальных комментариев они наотрез отказываются. "Вот мы сейчас начнем выступать, ПФР обидится, а пострадают наши клиенты", - заявил "Ъ" зампред правления крупного банка.

В ПФР "Ъ" эту информацию подтвердили. "Эта проблема сейчас рассматривается нашими специалистами, - заявил "Ъ" советник председателя правления ПФР Владимир Вьюницкий. - Пытаемся выяснить, что явилось причиной сбоя: технические проблемы или проволочки со стороны банков. После установления причин будет принято решение о судьбе этих заявлений". Если выяснится, что заявления зависли из-за сбоя в программном обеспечении (как говорят сами банки), ПФР готов пойти навстречу. Однако причиной может быть и безалаберность банков. "В этом случае заявления граждан будут признаны недействительными и их пенсионные накопления останутся в управлении государства, - пояснили "Ъ" в ПФР. - Мы и так пошли навстречу банкам и продлили сроки. Однако если исключение становится правилом, то правила могут оказаться исключением".

Разрешить эту ситуацию с помощью закона невозможно: такие ситуации там просто не прописаны. "В законодательстве и заключенных соглашениях нет ответа, кто несет ответственность за судьбу заявлений, переданных позже установленных сроков, - говорит замгендиректора УК "НИКойл" Наталья Плугарь. - Ситуация патовая: банк, принимая заявление от гражданина, выдает ему расписку в том, что заявление передано в ПФР. В действительности же это не так". "Граждане, которые приходили выбирать управляющие компании в банки, не обязаны были оценивать работоспособность трансферагента, - рассуждает гендиректор УК "Альфа-Капитал" Анатолий Милюков, - а в итоге единственным пострадавшим в этой ситуации будет сам гражданин".

А это значит, что пенсионные накопления граждан, оказавшихся заложниками ситуации, вопреки их решениям, могут быть переведены в государственную управляющую компанию. "Упущенная выгода, которая может возникнуть вследствие этого, фактически недоказуема, - заявил "Ъ" директор Института развития социального страхования Дмитрий Коншин. - Из-за того что не прописаны меры ответственности трансферагентов и ПФР в случае накладок с приемом заявлений, виноватым, скорее всего, окажется сам человек, который решил передать пенсионное заявление через банк".

comments powered by Disqus