Пенсионная индустрия

Материалы к заседанию правительства: О ходе пенсионной реформы

2. О ходе пенсионной реформы

Мероприятия по осуществлению в 2003-2004 годах индексации пенсий

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации в декабре 2003 г. средний размер трудовой пенсии составлял 1774 рубля, или 109,2% от прожиточного минимума пенсионера. С 1 апреля 2004 г. средний размер трудовой пенсии возрос на 125 рублей, и составил 1915 рублей; по инвалидности - на 90 рублей, и составил 1462 рубля; по случаю потери кормильца на 75 рублей, и составил 1093 рубля. Размер пенсий инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличился в среднем на 226 рублей, и составил 4213 рублей.

Информация о законопроектной работе, проводимой в 2003-2004 гг.

В рамках проводимой пенсионной реформы было принято более 90 нормативных правовых актов в области обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд Российской Федерации впервые осуществлял временное размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в разрешенные законодательством виды активов. Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии в 2002 году, рассчитан Пенсионным фондом Российской Федерации в размере 13,5 млрд. рублей, а коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии - в размере 0,4.

Работа по информированию населения о ходе пенсионной реформы и разъяснению основных принципов новой пенсионной системы

В 2003 году на основе данных персонифицированного учета и созданного технологического комплекса печати и рассылки информации изготовлено и доставлено населению более 41 млн. извещений о состоянии специальной (накопительной) части их индивидуальных лицевых счетов.

При этом около 500 тыс. застрахованных лиц получили извещения об отсутствии в специальной части индивидуальных лицевых счетов сведений о поступивших страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии.

В 2003 году от застрахованных лиц было принято 700 тыс. заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Работа по обработке заявлений застрахованных лиц завершена 1 марта 2004 года.

В срок до 31 марта 2004 г. средства пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в полном объеме были переданы в выбранные застрахованными лицами управляющие компании и государственную управляющую компанию.

Развивается сектор негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время осуществляют деятельность 256 негосударственных пенсионных фондов. Суммарный объем пенсионных резервов НПФ возрос к концу 2003 г. до 91,7 млрд. руб. (за год - в 1,79 раза). Численность участников НПФ составила 5,32 млн. чел. или 6,3 процента экономически активного населения нашей страны. Количество получателей негосударственных пенсий составило 425,6 тыс. чел., а средний размер выплаты возрос к концу 2003 г. до 656 руб., или до 37 процентов среднего размера трудовой пенсии.

В настоящее время с учетом принятого решения о снижении ставки единого социального налога Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации предлагается модернизация накопительной составляющей пенсионной системы путем введения дополнительного пенсионного страхования.

Выпадающие доходы при снижении ставки единого социального налога в 2005 г. составят 268 млрд. рублей. Текущий дефицит бюджета Фонда на выплату базовой части трудовой пенсии оценивается в сумме свыше 80 млрд. рублей, источники покрытия которого предполагается предусмотреть при формировании федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год.

При существующем тарифе отчислений на обязательное пенсионное страхование, складывающейся демографической ситуации в стране, большим количеством граждан, имеющих право досрочного выхода на пенсию, а также при сохранении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) доведение размера пенсии по отношению к заработной плате (коэффициент замещения) до европейских стандартов возможно только в том случае, если потенциальный пенсионер будет дополнительно к обязательному платежу страхователя перечислять определенную сумму на свой индивидуальный лицевой счет.

В целях реализации данной концепции Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением дополнительного пенсионного страхования".

Предполагается, что вступление в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию осуществляется физическими лицами путем заключения со страховщиком договора дополнительного пенсионного страхования, предусматривающего уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. При этом дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачиваются в размере 4% от выплат в пользу работника. Уплата этих взносов осуществляется за счет средств физического лица работодателем, производящим выплаты в его пользу, одновременно с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Законопроектом предусматривается, что за каждое застрахованное лицо, заключившее договор дополнительного пенсионного страхования, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета ежегодно будет перечисляться сумма денежных средств, равная двум стоимостям страхового года (утверждена на 2004 г. в размере 1008 рублей). Данные денежные средства подлежат включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица.

Некоторые проблемные вопросы реализации пенсионной реформы

Представляется необходимым разработать комплекс мер по установлению ответственности страхователей за несвоевременное представление или непредставление в установленный срок индивидуальных сведений на своих работников. Это связано с тем, что более 7,6 млрд.рублей страховых взносов из поступивших 298,9 млрд.рублей в 2002 году не были разнесены на лицевые счета застрахованных лиц в системы персонифицированного учета, произошло ущемление их пенсионных прав из-за непредставления индивидуальных сведений работодателями.

Актуальной проблемой пенсионного обеспечения остается недостаточно совершенное ведение персонифицированного учета. Затруднено использование сведений индивидуального учета для конкретного лица при назначении, перерасчете и корректировке пенсий. При этом вносились предложения о необходимости проведения комплексной экспертизы существующей технологии и о разработке мероприятий, направленных на ее дальнейшее развитие и совершенствование, в первую очередь на использование региональных баз данных, включая предложения по внесению соответствующих изменений в действующее законодательство.

21 апреля 2004 г.
г.Москва,
N 636

comments powered by Disqus