Пенсионная индустрия

Правительство запуталось в пенсионной реформе

Министры предоставили премьеру Фрадкову самому принимать решения. Сегодня в правительство должны быть внесены окончательно доработанные и согласованные предложения Министерства здравоохранения и социального развития по дополнительному пенсионному страхованию.

Министры предоставили премьеру Фрадкову самому принимать решения. Сегодня в правительство должны быть внесены окончательно доработанные и согласованные предложения Министерства здравоохранения и социального развития по дополнительному пенсионному страхованию.

Кроме того, ожидается, что в начале этой недели в Белый дом поступят и доработанные документы по монетизации льгот. К слову, документы по системе дополнительного пенсионного страхования должны были быть внесены в правительство еще в прошлый четверг, 13 мая. Однако ведомство Михаила Зурабова попросило еще немного времени на доработку.

Напомним, 21 апреля на заседании кабинета министров были рассмотрены предложения Минздрава по изменению пенсионной системы. Основываясь на том, что из-за снижения ЕСН Пенсионный фонд теряет 268 млрд. рублей, его глава Михаил Зурабов предложил в качестве компенсации направлять все пенсионные отчисления граждан старше 1967 года рождения не на накопительную, а на страховую часть. Кроме того, россияне с зарплатой не более 8000 рублей смогут добровольно отчислять на свой пенсионный счет 2%, к чему государство будет добавлять 2000 рублей.

Также ведомство Зурабова предложило концепцию гибкого пенсионного возраста: достигнув отметки в 55 лет для женщин и 60 для мужчин, человек может отказаться от выхода на пенсию и продолжать работать еще пять лет, но при этом его пенсионный счет будет пополняться в несколько раз быстрее, и в результате соотношение пенсии к зарплате достигнет не 30%, как сейчас, а 50–60%, как в цивилизованных странах. Такая концепция используется во многих европейских государствах несколько десятков лет, не приводя к увеличению пенсионного возраста. В России этот возраст в будущем может быть увеличен, но, как сказал «НГ» источник в правительстве, в ведомстве Зурабова это рассматривается лишь как самый последний вариант. Увеличивать срок прекращения трудовой деятельности стоит лишь когда на одного пенсионера приходится один работающий, в России же пока это соотношение равняется 1:1,7. Соотношения 1:1 наша страна может достичь лишь к 2035 году, да и то необязательно.

К заседанию 21 апреля предложения по дополнительному пенсионному страхованию поступили без согласования Минфина; по словам того же правительственного источника, сейчас это согласование идет. Непросто обстоит дело и с многострадальным вопросом по людям старше 1967 года. Собственно, этот вопрос на правительстве пока не обсуждался. На прошлой неделе премьер-министр РФ Михаил Фрадков твердо заявил, что эти граждане также смогут участвовать в накопительной системе.

Но, по информации «НГ», окончательного решения по этому вопросу до сих пор нет. Так, еще в пятницу в предпринимательских объединениях разводили руками: совершенно непонятно, на каком варианте в результате остановились чиновники. Видимо, не последнюю роль сыграла и персональная ответственность министров. Вполне возможно, что, памятуя об этом, министры предоставили премьеру самому решать все острые вопросы. «В Министерстве социального развития оставили этот вопрос (о людях старше 1967 года рождения в накопительной системе. – «НГ») открытым, – сказал источник «НГ», – если правительство восстановит их в накопительной системе, пускай так и будет. Но, мне кажется, обсуждать эти 30–40 миллиардов ввиду тех 300, что подарили бизнесу, отменив ЕСН, даже неудобно».

Очевидно, то же самое происходит и с предложениями по монетизации льгот. Ответственным за механизм монетизации должен быть Минздрав, однако уже сейчас ясно, что положительный эффект от того, что люди смогут выбирать между деньгами и льготами, весьма сомнителен. Пенсионный фонд и Минздрав завалены мешками писем от недовольных граждан. Зато уже ясно, что социальные расходы бюджетов всех уровней, если будут приняты предложения Минздрава и Минфина в нынешнем варианте, возрастут в 4,5 раза. Одному отвечать за негативные последствия решения о монетизации льгот Минздраву совершенно не хочется. Поэтому и здесь скорее всего делать окончательный выбор между несколькими вариантами монетизации придется самому премьеру.

comments powered by Disqus