Пенсионная индустрия

Механизм информирования граждан об их пенсионных правах продолжает буксовать

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) продолжает серию исследований процесса осуществления пенсионной реформы в России. Нынешнее исследование посвящено очередному этапу информирования граждан о реформе.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) продолжает серию исследований процесса осуществления пенсионной реформы в России. Нынешнее исследование посвящено очередному этапу информирования граждан о реформе.

Напомним, что до 1 июля 2004 г. все граждане, имеющие право на выбор направления инвестирования средств пенсионных накоплений, должны были получить от Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) извещение о состоянии их лицевых счетов и бланки заявления о выборе управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда. До 1 октября граждане имеют право выбрать управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

С 13 по 20 июля КонфОП провела мониторинг деятельности управлений Пенсионного фонда Российской Федерации по информированию граждан. Исследователей интересовали вопросы, связанные с рассылкой извещений ПРФ о состоянии индивидуальных лицевых счетов, и с информацией, содержащейся (или не содержащейся) в этих извещениях. Исследование проводилось методом "анонимных закупок" и состояло из двух частей.

Первая часть исследования была связана с проблемами тех, кто получил письмо ПФР. При этом исследователи пытались получить ответы на три вопроса:

  1. В уведомлении ПФР не сказано, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего перевод денег в ту или иную УК на руках у граждан нет. Так как все-таки точно узнать, в какой УК находятся деньги?
  2. В уведомлении указан чистый финансовый результат от временного размещения страховых взносов, поступивших в ПФР в 2002 г. Как он рассчитывался?
  3. Как проверить правильность сумм отчислений, указанных в извещении?

Эти вопросы были заданы по телефону в 18 отделениях ПФР в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Миассе и Казани. "Результаты оказались весьма удручающими, - констатируется в сообщении КонфОП. - Консультировать граждан по вопросам накопительной пенсионной системы зачастую берутся сотрудники, мягко говоря, малокомпетентные в данной области".

По данным исследовния, уже первый вопрос поставил многих специалистов ПФР в тупик. В 5 управлениях из 18 (то есть более чем в четверти) исследователям посоветовали обратиться в управляющую компанию. "Похоже, представители управлений ПФР не в курсе, что в соответствии с российским законодательством деньги переводятся УК "оптом", управляющие не знают, кто именно доверил им свои средства. "Совет" обращаться в УК можно трактовать как прямое введение граждан в заблуждение", - комментируют специалисты КонфОП.

Еще в 3 управлениях исследователей "успокоили": куда подали заявление, там деньги и находятся, беспокоиться не стоит. В двух отделениях посоветовали написать письмо в Пенсионный фонд России в Москву. Специалисты 5 отделений предложили написать запрос в УПФР по месту жительства.

Были и совсем экзотические ответы: "В одной из государственных УК, в какой - не знаю"; "Вы посмотрите в Интернете - там их куча, в одной из них".

Один из отвечавших честно признался, что письмо не открывал и что там написано - не знает. "Возникает вопрос: почему такой "специалист" берется консультировать граждан?", - задаются резонным вопросом исследователи.

Вопрос о расчете доходности оказался для специалистов УПФР еще более сложным. В 7 случаях специалисты честно признались, что не знают, как рассчитывалась доходность. В 5 случаях исследователям сообщили, что расчет доходности производит УК, которую выбрал гражданин, соответственно, и обращаться надо в управляющую компанию. "О такой мелочи, что частные УК получили пенсионные средства в управление только к 1 апреля 2004 г. и, соответственно, никак не могут отвечать за инвестирование взносов, поступивших в ПФР в 2002 г., "советчики" то ли не знали, то ли забыли", - отмечается в исследовании КонфОП.

Только в трех отделениях ответы были хоть немного приближены к правде: было упомянуто, что средства размещались ПФР через государственную УК в государственные ценные бумаги. В одном отделении даже вспомнили, что доход составляет около 40% от суммы взносов.

С информацией о том, как проверить правильность суммы, дела также обстоят неважно. В 4 управлениях исследователей заверили, что правильность суммы можно проверить только у работодателя. В 6 случаях ограничились предложением обратиться в УПФР по месту жительства и получить выписку с лицевого счета (в одном случае при этом предупредили, что данные будут ровно те же, что и в извещении ПФР). В 5 управлениях дали, в общем, правильный совет: обратиться одновременно и в УПФР, и к работодателю, а потом сопоставить данные. Однако о том, что делать в случае расхождения данных, не сообщили. И только в одном управлении исследователю продиктовали весьма подробную, правда и чрезвычайно запутанную инструкцию: какие данные спрашивать у работодателя, как рассчитывать коэффициент уплаты и т.п. Обещали даже помочь подать в суд на работодателя, если он предоставил недостоверные сведения. Однако "проблема в том, что вряд ли обычный гражданин в состоянии понять предложенный алгоритм, а тем более действовать в соответствии с ним, - констатируется в исследовании. - Следует признать, что в данном случае дело не столько в некомпетентности сотрудников УПФР, сколько в отсутствии технологии и нормативной базы проверки правильности суммы, указанной в извещении о состоянии лицевого счета и возможностей перерасчета этой суммы. Эта проблема неоднократно поднималась еще в прошлом году, но каких-либо шагов предпринято не было, отношения между застрахованным лицом, работодателем и пенсионным фондом по-прежнему остаются нормативно неурегулированными".

Во второй части исследователи, не получившие уведомление ПФР, пытались узнать в управлениях ПФР, когда же им все-таки ждать "письмо счастья" и когда они смогут обратиться с заявлением о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

Всего исследователи обзвонили 33 управления Пенсионного фонда России в 8 регионах: Хабаровском крае, Приморском крае, Свердловской области, Челябинской области, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Картина также получилась достаточно безрадостной.

На вопрос о сроках рассылки уведомлений в большинстве управлений нам ответили, что рассылка только началась и доставлена пока лишь малая часть писем (и это во второй половине июля, когда, по идее, все письма уже должны были быть получены адресатами!). Исключение - Челябинская область, где, по словам сотрудников всех четырех обследованных УПФР, рассылка должна была закончиться к 1 июля. С вопросами рекомендовали обращаться в отделения связи. В остальных случаях версии были разные: принесут в ближайшие дни, принесут до конца августа, до первого ноября, до конца года. В 4 случаях (все - в Свердловской области) специалисты УПФР утверждали, что никаких установленных законом сроков рассылки нет. В 7 УПФР исследователей утешили, сообщив, что неполученные адресатами письма со временем передадут в УПФР по месту жительства, и там их легко можно будет найти. И только в 2 случаях исследователям предложили уже сейчас подойти в управления ПФР по месту жительства и получить необходимые сведения.

В большинстве управлений дали правильную информацию об окончании срока выбора УК и НПФ - 1 октября 2004 г. Только в одном УПФР сообщили, что сроков для выбора НПФ не установлено, а еще в одном, что выбор можно сделать до 1 января. А вот по поводу начала выбора мнения разделились, причем почему-то по географическому принципу. Так, из 7 обследованных УПФР Казани в 6 сообщили, что заявления пока не принимают, и подавать их можно будет "с конца августа" или "ближе к осени". Во всех остальных УПФР готовы принять заявления хоть сейчас, хотя примерно в половине случаев специалисты советуют дождаться получения извещения ПФР.

Подводя итог, специалисты КонфОП отмечают, что управления ПФР, как и в прошлом году, не готовы работать с гражданами. Консультировать граждан берутся люди, весьма слабо разбирающиеся в проблеме. В результате зачастую дается информация, не соответствующая действительности. КонфОП призывает ПФР обратить пристальное внимание на уровень квалификации своих сотрудников и организацию работы с гражданами в управлениях ПФР. Как и ожидалось, рассылка извещений ПФР к 1 июля закончена не была. Возможно, что слабым звеном действительно оказалась почтовая служба. Но обычному гражданину не интересно, кто - ПФР или почта, виноват в том, что до него не дошло уведомление. КонфОП считает необходимым привлечь внимание Правительства Российской Федерации к сложившейся ситуации. По мнению исследователей, необходимо оценить, сколько извещений действительно дошло до адресатов (а не просто было передано ПФР почтовой службе). Возможно, целесообразно продлить сроки рассылки извещений и выбора управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Также нерешенными остаются вопросы, чрезвычайно важные для граждан: технология проверки и уточнения данных, содержащихся в лицевом счете, и подтверждение перевода средств в выбранную гражданином УК. КонфОП предлагает ПФР, Правительству и Государственной Думе нормативно определить порядок решения этих вопросов.

КонфОП

comments powered by Disqus