ФСФР предлагает новую концепцию инвестирования пенсионных накоплений

Федеральная служба по финансовым рынкам направила в Правительство РФ проект стратегии развития финансового рынка РФ, обновленный и дополненный с учетом пожеланий, высказанных на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. В частности в стратегии появилась новая концепция инвестирования пенсионных накоплений, предотвращающая кризис пенсионной реформы в результате ограниченности инструментов для инвестирования.

Федеральная служба по финансовым рынкам направила в Правительство РФ проект стратегии развития финансового рынка РФ, обновленный и дополненный с учетом пожеланий, высказанных на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. В частности в стратегии появилась новая концепция инвестирования пенсионных накоплений, предотвращающая кризис пенсионной реформы в результате ограниченности инструментов для инвестирования.

Проект стратегии финансового рынка РФ был подготовлен ФСФР в начале марта, а в середине марта внесен в правительство РФ. Цель стратегии - превратить финансовый рынок России в один из главных механизмов реализации инвестпрограмм корпоративного сектора, создав одновременно условия для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.

Примерно в середине апреля проект стратегии рассматривался на заседании Совета по конкурентоспособности при правительстве РФ, возглавляемом премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. По итогам рассмотрения документа вице-премьер РФ Александр Жуков сообщил, что до 1 июня стратегия развития финансового рынка в России будет доработана и представлена на заседание правительства.

Приводим выдержку из проекта стратегии, представленного на сайте ФСФР, касательно пенсионного рынка:

4.1.4. Развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций

Стратегия нацелена на поддержание дальнейшего динамичного развития накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций. С этой целью в ближайшие годы необходимо предпринять ряд шагов по устранению препятствий дальнейшего ускоренного роста этого сектора финансовых услуг.

Накопительные пенсионные системы, играющие одну из наиболее значимых ролей на финансовых рынках развитых стран, требуют дальнейшего развития и повышения своей роли на российском финансовом рынке как в сторону расширения спектра доступных механизмов, так и в сторону совершенствования действующих механизмов обязательного и добровольного пенсионного обеспечения. В рамках каждого из этих направлений стоить выделить ряд проблем и методов их решения.

Развитие обязательного пенсионного страхования

Основная группа проблем в рамках этого направления связана с инвестированием пенсионных накоплений.

Существенной проблемой реализации пенсионной реформы в области инвестирования пенсионных накоплений является высокая концентрация пенсионных накоплений под управлением государственной управляющей компании, что в условиях явной недостаточности уже в ближайшие годы спектра государственных ценных бумаг для инвестирования пенсионных накоплений несет угрозу снижения эффективности управления этими средствами. Еще одной значимой проблемой развития рынка пенсионных накоплений, снижающей эффективность их инвестирования, является и излишняя жесткость ограничений структуры портфеля частных управляющих компаний, отсутствие реализуемых на практике механизмов инвестирования в ценные бумаги зарубежных эмитентов.

Для решения перечисленных выше проблем необходимо расширение перечня объектов инвестирования средств лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, а также пересмотр требований к структуре портфеля пенсионных накоплений.

В число разрешенных объектов инвестирования средств лиц, не воспользовавшихся правом выбора, должны быть дополнительно включены:
- ценные бумаги субъектов федерации и муниципальные ценные бумаги;
- корпоративные облигации российских эмитентов;
- акции российских открытых акционерных обществ;
- иностранные ценные бумаги.

Однако при таком расширении спектра инструментов инвестирования существующая конструкция инвестирования пенсионных средств посредством единственной государственной управляющей компании требует коренной модернизации с тем, чтобы избежать следующих рисков нарушения функционирования рыночного механизма на соответствующих секторах финансового рынка:
1). Монополизация рынка.
2). Расширение манипулятивных практик.
3). Расширение возможностей инсайдерской торговли.
4). Избыточное давление на ставку процента (на рынке корпоративных облигаций).

Это можно обеспечить путем изменения порядка размещения пенсионных накоплений лиц, не воспользовавшихся правом выбора.

Как показывает мировой опыт инвестирования в накопительных пенсионных системах, стандартизация инвестиционных деклараций в зависимости от срока до наступления пенсионных оснований эффективна для достижения целей инвестирования таких средств. Кроме того, переход к системе стандартизированных инвестиционных деклараций облегчит процесс выбора портфеля и, тем самым, будет способствовать снижению высокой доли лиц, не воспользовавшихся правом выбора.

Решению проблемы концентрации средств пенсионных накоплений в руках ограниченного числа управляющих компаний будет способствовать включение в накопительную систему активных возрастных категорий. Важность этого шага состоит в том, что именно эти категории населения в развитых странах передают средства в управление частным управляющим компаниям и, тем самым способствуют снижению уровня концентрации. Для решения указанной проблемы требуется внесение изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Короткий опыт в области инвестирования пенсионных накоплений свидетельствует о необходимости повышения уровня информирования застрахованных лиц об их правах в отношении пенсионных накоплений, а также информирования граждан о возможностях использования институтов коллективного инвестирования для осуществления сбережений.

В связи с этим необходима реализация государственной программы информирования населения, включающей в себя комплекс информационных и обучающих программ и материалов, направленных на работу с различными целевыми аудиториями (в том числе в Субъектах Российской Федерации), мер, направленных на широкое информирование граждан России об их правах по распоряжению их пенсионными накоплениями, возможностями, связанными с использованием инструментов финансовых рынков и схем коллективного инвестирования для инвестирования сбережений, организацию эффективно функционирующей линии «обратной связи» с инвесторами. Реализация данной программы приобретает особую актуальность в условиях необходимости изменения порядка инвестирования средств лиц, не воспользовавшихся правом выбора, принятия изменений в законодательство, направленных на внедрение стандартизованных схем инвестирования.

Развитие добровольного пенсионного обеспечения

В рамках системы мер по развитию финансовых рынков необходимо осознать важность именно добровольного пенсионного обеспечения в качестве источника «длинного» инвестиционного ресурса, и всемерно содействовать его развитию. Развитие системы добровольного пенсионного обеспечения необходимо проводить в двух направлениях:
- расширение спектра механизмов пенсионного обеспечения;
- совершенствование действующих механизмов.

В настоящее время основным законодательно определенным механизмом добровольного пенсионного обеспечения является негосударственный пенсионный фонд. В то же время в развитых странах возможно создание и управление пенсионных схем более широким кругом субъектов (негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями, кредитными организациями либо непосредственно работодателями). Более широкий спектр механизмов пенсионного обеспечения стимулирует их конкуренцию, что приводит к снижению издержек и в конечном итоге повышению эффективности пенсионного обеспечения. Кроме этого, большую социальную роль играют корпоративные пенсионные программы.

В этом смысле необходимо стимулировать развитие новых механизмов негосударственного пенсионного обеспечения, и в первую очередь корпоративных пенсионных программ. Главной проблемой развития в этом направлении является отсутствие единых условий, при соблюдении которых можно было бы применить единый порядок налогообложения, который стимулировал бы создание корпоративных пенсионных программ и частных пенсионных схем. Указанные условия должны обеспечивать соблюдение прав бенефициаров, в том числе при банкротстве работодателя, финансовую устойчивость пенсионных схем, сохранность накоплений при переходе физического лица в другую пенсионную схему, в том числе в связи со сменой места работы, прозрачность пенсионных схем, единые требования к инвестированию пенсионных резервов и контролю за их инвестированием и т.д.

Вторым направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли негосударственных пенсионных фондов в значительной степени обусловлен нерешенностью следующих вопросов:
- проблема некоммерческого статуса НПФ;
- необходимость стандартизации требований к пенсионным продуктам, обеспечение их понятности для потребителей;
- повышение информационной прозрачности НПФ.

Противоречие между коммерческим, по сути, характером деятельности негосударственного пенсионного фонда и некоммерческим юридическим оформлением этой деятельности в значительной степени препятствует развитию розничных фондов, ориентированных не на отдельное предприятие, а на неограниченно широкий круг лиц. Некоммерческий статус не позволяет НПФ привлекать инвесторов для финансирования развития розничной деятельности в силу того, что коммерческий интерес инвестора не может быть реализован в условиях некоммерческого партнерства. Инвестор не может рассчитывать на отдачу таких инвестиций.

Проблема может быть решена за счет внесения изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», позволяющих создавать негосударственные пенсионные фонды в виде акционерных обществ. Разработка требований к пенсионным продуктам, обеспечение их понятности для потребителей является одной из важных задач развития негосударственного пенсионных фондов. Принятие этих требований будет способствовать повышению уровня доверия населения к данным институтам, востребованности их для осуществления сбережений. Проблема может быть решена за счет внесения изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», устанавливающих такие требования.

Другой проблемой является открытость и прозрачность деятельности негосударственных пенсионных фондов. Требования к раскрытию информации о деятельности негосударственных пенсионных фондов крайне ограничены. Вместе с тем, представляется необходимым обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений таких фондов, так и структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. В отсутствие такого регулирования пенсионные фонды зачастую используются сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями, прикрываясь интересами пенсионеров. При этом реальный объем требований пенсионеров к активам таких пенсионных фондов составляет единицы процентов от общих активов под управлением. Проблема может быть решена за счет внесения изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

comments powered by Disqus