Пенсионная индустрия

Рабочая группа РСПП готовит пакет предложений по пенсионной реформе

По инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) началась работа над пакетом поправок к действующему пенсионному законодательству. Предлагается скорректировать его так, чтобы заинтересовать и работодателей, и работников участвовать в дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении.

По инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) началась работа над пакетом поправок к действующему пенсионному законодательству. Предлагается скорректировать его так, чтобы заинтересовать и работодателей, и работников участвовать в дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении.

Оказывается, бизнес не меньше, чем правительство, озабочен размерами бреши, пробитой в бюджете Пенсионного фонда после снижения ЕСН. Как сообщил член правления союза, руководитель рабочей группы по пенсионной реформе Леонид Федун, к 2010 году дефицит государственной пенсионной системы может составить 900 миллиардов рублей, а к 2015 году увеличиться до 2 триллионов рублей. Сейчас в пенсионную "топку" летят нефтедоллары, но если конъюнктура на мировом нефтяном рынке изменится, платить пенсионерам станет нечем. "Таким образом, если проблема не будет решена заранее, единственным способом покрытия дефицита станет увеличение налоговой нагрузки на бизнес", - констатировал Леонид Федун.

Вторым важнейшим негативным моментом действующей пенсионной системы предприниматели считают то обстоятельство, что формирование пенсий все больше утрачивает страховую природу (когда размер выплат напрямую зависит от заработка работников и их пенсионных перечислений), а роль государства усиливается. К чему это приводит - известно. Во-первых, ни работодатель, ни работник не заинтересованы уплачивать страховые взносы в полном объеме. Во-вторых, экономя ресурсы, государство вынуждено вновь "включить" принцип уравниловки, "размазывая" пенсионные деньги тонким слоем на всех получателей.

Вот почему в РСПП вызрела идея простимулировать дальнейшее проведение пенсионной реформы, скорректировав действующее законодательство. Подготовкой поправок и займется созданная в РСПП рабочая группа, к участию в которой приглашены представители всех ключевых социально-экономических госструктур (Пенсионный фонд, минздравсоцразвития, минфин, минэкономразвития, профильный комитет Госдумы).

И хотя конкретные предложения будут подготовлены, как ожидается, к концу сентября, основные направления изменений бизнес уже сформулировал.

По словам Федуна, нынешнее деление трудовой пенсии на базовую, страховую и накопительную лишь теоретически отвечает страховым принципам пенсионного обеспечения, поскольку удельный вес базовой части пенсии постоянно растет, а доля страховой - падает. Действительно, базовая пенсия выплачивается из федерального бюджета вне зависимости от трудового вклада работника, то есть в сущности является социальным пособием по старости. Что касается накопительной части, то и этот пункт реформированного законодательства у работодателей вызывает большие сомнения. Понадобилось государству "закрыть" (хотя бы частично) дефицит в ПФ, и из накопительной системы тут же "выкинули" поколение сорокалетних, направив все их взносы на обеспечение текущих потребностей системы. Но даже те, кто остался "вписанным" в накопление, в массе своей вряд ли получат какие-то выгоды, потому что их деньгами распоряжается уполномоченный государством Внешэкономбанк, а ему разрешено вкладывать средства будущих пенсионеров исключительно в гособязательства, то есть наименее прибыльным способом. Поэтому в РСПП хотят, не ломая выстроенную реформой государственную пенсионную систему, "подпереть" ее в интересах и работника, и работодателя системой дополнительного - негосударственного - пенсионного обеспечения. Стимулировать работодателей вкладывать средства в дополнительное пенсионное обеспечение предлагается за счет пересмотра налогообложения, например, если освободить эти суммы от единого социального налога. Что касается граждан, можно использовать два способа. Первый - работник и работодатель вносят пенсионные взносы на паритетных началах. И второй - работник сам решает, когда, в каком возрасте ему уходить на пенсию, его возраст не может служить основанием для увольнения.

Таким образом вновь всплыла крайне непопулярная у населения тема повышения пенсионного возраста, неизбежность чего раньше высказывали эксперты Всемирного банка, а наши высокопоставленные чиновники не раз опровергали. Сам Леонид Федун считает, что ссылки на короткую продолжительность жизни в качестве аргумента против увеличения возраста выхода на пенсию - это всего лишь "спекулятивные рассуждения". Поскольку "средний" срок в 58 лет, отпущенный российским мужчинам, - это результат высокой младенческой смертности, травматизма, в том числе на дорогах, алкоголизма. А если уж мужчина достигает "положенных" 60, он живет довольно долго. Тем не менее в РСПП признают, что вопрос очень политизирован и традиционно принимается "в штыки" не только в России, но и во многих европейских странах.

Поэтому предприниматели, судя по всему, не собираются говорить о "прямом" пересмотре пенсионного возраста, а постараются довести до логического конца идею его "мягкого" повышения. Ее уже не раз высказывали госчиновники, однако законодательного воплощения она до сих пор не нашла.

Суть в том, что достигнув "официального" пенсионного возраста, работник может остаться "у станка", при этом получая только базовую часть пенсии. Поздний уход на заслуженный отдых стимулируется дополнительно - только в "минздравовском" варианте предполагается, что "доплачивать" должно государство, и в результате пенсия заметно возрастает. РСПП же источника такого стимулирования пока не называет, впрочем, считая, что защиту отложенных средств граждан должно гарантировать опять-таки государство и обеспечить поддержку всей схемы за счет налогов.

comments powered by Disqus