Общественные новости

Иван Заргарян: Пенсионной реформе исполняется шесть лет

Наиболее значимыми событиями уходящего шестого года реформирования пенсионной системы на мой взгляд являются: пенсионная часть послания президента страны Федеральному собранию; «схватка» трех «китов» Минздравсоцразвития, Минфина и Минэкономразвития РФ по поводу накопительной части трудовой пенсии; 15-летие создания в России негосударственных пенсионных фондов; опубликование в «Российской газете» статьи председателя конституционного суда РФ В. Зорькина «Стандарт справедливости» и отставка главы Минздравсоцразвития М. Зурабова. Попробую проанализировать в какой мере каждое из событий повлияло на реформацию.

Наиболее значимыми событиями уходящего шестого года реформирования пенсионной системы на мой взгляд являются: пенсионная часть послания президента страны Федеральному собранию; «схватка» трех «китов» Минздравсоцразвития, Минфина и Минэкономразвития РФ по поводу накопительной части трудовой пенсии; 15-летие создания в России негосударственных пенсионных фондов; опубликование в «Российской газете» статьи председателя конституционного суда РФ В. Зорькина «Стандарт справедливости» и отставка главы Минздравсоцразвития М. Зурабова. Попробую проанализировать в какой мере каждое из событий повлияло на реформацию.

С уходом «отца – основателя» пенсионная система окончательно осиротела и кто теперь будет нести ответственность за ее реализацию непонятно. Окончательно осознав по прошествии пяти лет с момента начала реформы, что накопительная часть трудовой пенсии искусственным образом «втиснутая» в формат пенсионного страхования стала в нем «инородным телом», возглавляемое пенсионным гуру министерство предложило сделать накопительные пенсии добровольными. Минэкономразвития и Минфин высказались против. Полагаю, что с уходом М. Зурабова спор закончится не в пользу Минздравсоцразвития. Вместе с тем, наряду с накопительной, совсем неуклюже в «теле» трудовой пенсии выглядит и базовая часть. О необходимости ее вывода оттуда уже говорят не только профессионалы, но и любители.

Действительно, учитывая, что по своей природе базовая, вовсе не трудовая (страховая), а социальная пенсия, ее следует формировать и выплачивать социальным фондом. Финансирование этой пенсии должно быть бюджетное. Высвободившиеся средства ЕСН следует направить на финансирование страховой части пенсии.

Размер социальной пенсии должен быть не менее прожиточного минимума (ПМ) или еще лучше восстановительного потребительского бюджета (ВПБ) (классификация Всероссийского центра уровня жизни), являющегося более точным, нежели ПМ, индикатором уровня относительной бедности.

Кстати, директор вышеуказанного центра господин В. Бобков, высказывает предложение назвать социальный фонд – фондом государственных гарантий и считает, что управляться он должен не государством, а правлением, в которое войдут работодатели, профсоюзы и пенсионеры …

Таким образом, квинтэссенцией нынешнего состояния пенсионной системы является противоречие между нестраховыми частями «тела» пенсии и страховым «духом» реформы.

Устранять это противоречие надо незамедлительно, так как нынешний коэффициент замещения достиг двадцати пяти процентов (исторического минимума), а ускоренная индексация базовой части в составе трудовой пенсии вызывает постоянный рост дефицита ПФР, т.е. ведет к финансовой неустойчивости системы вцелом.

Проблемы пенсионной реформы составляют основное содержание выступления господина В. Зорькина на страницах «Российской газеты». Автор выносит справедливый приговор нынешнему состоянию пенсионного обеспечения в стране.

Вот только некоторые «статьи обвинения»:
- отсутствуют законы, принятие которых прямо предусмотрено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.9 ст. 14);
- отсутствует ясность в решении вопроса о судьбе взносов на накопительную часть пенсии, перечисленных за граждан 1952-1967 гг. рождения в период с 2002 по 2004 годы;
- не выполнено Определение конституционного суда от 11 мая 2006 года № 187-О, согласно которому федеральному законодателю надлежало осуществить правовое регулирование не позднее 1 января 2007 года;
- серьезным недостатком действующей пенсионной системы является ее ориентация на решение финансовых проблем в ущерб конституционным гарантиям социальных прав в связи с необоснованным переходом от распределительной системы к накопительной;
- игнорирование социальных задач при внесении изменений в налоговое законодательство (снижением в 2005 году на 8% ставки единого социального налога, направляемого на финансирование пенсий).

Пенсионная система РФ сегодня, резюмирует председатель конституционного суда России, оказалась в таком состоянии, которое не соответствует ее правовой природе и социальному предназначению.

16 сентября свое пятнадцатилетие отметили негосударственные пенсионные фонды. Юбилей НПФы встретили впечатляющими успехами. В докладе национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов «Анализ деятельности НПФ» приводятся следующие показатели работы фондов:
- пенсионные резервы достигли величины 450 миллиардов рублей;
- количество участников – 6,5 миллионов человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения;
- негосударственную пенсию получают 970 тысяч человек (один из 42 пенсионеров в среднем по РФ);
- количество застрахованных лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии в НПФ ежегодно увеличивается в 2 раза.

Вместе с тем почивать на лаврах не приходится, ибо:
- 90% всех пенсионных резервов приходится на долю ТОР–20 фондов;
- динамика развития НПФ в значительной степени определяется опережающим ростом крупнейших фондов;
- более половины фондов находится в Москве (49%) и Санкт-Петербурге (8%). На крупнейшие субъекты РФ – Нижегородскую, Свердловскую, Иркутскую, Самарскую, Пермскую, Ростовскую области, республику Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ вместе взятые приходится 24% от общего числа НПФ страны;
- большинство участников НПФ (около 80%) оказывается в системе при заключении договора об НПО их работодателями.

Ликвидировать эти «шероховатости» самим НПФ без поддержки государства не под силу.

По большому счету, для становления и полноценного развития частным фондам от государства не так уж многого и надо. Необходимо, чтобы оно:
- содействовало росту доверия населения к НПФ путем экономических и правовых гарантий;
- создало благоприятный налоговый климат в соответствии с международной практикой;
- усовершенствовало законодательство, регулирующее деятельность НПФ.

Реализация этих пунктов на практике не оставляет никаких сомнений в том, что фонды смогут стать надежными партнерами государства в деле обеспечения достойного уровня жизни нашим пенсионерам.

В своем послании Федеральному собранию президент, среди прочих мер, по улучшению жизни пенсионеров предложил идею о государственной поддержке граждан, решивших добровольно формировать свои пенсионные накопления в пенсионном фонде России. В выступлении на конференции «Развитие пенсионной системы в России» начальник отдела развития пенсионной системы Минэкономразвития РФ Е. Артемова рассказала о ключевых моментах законопроекта, разработанного в недрах министерства, претворяющего в жизнь идею В.В. Путина.

В законопроекте отмечается, что с 1 июля 2008 года и по 30 июня 2013 года граждане страны смогут подключиться к системе добровольных пенсионных накоплений. Срок господдержки составит 10 лет. Поддержка государства будет пропорциональна личным вкладам граждан, но не превысит 10 тысяч рублей в год. Личный взнос гражданина не может быть менее 2 тысяч рублей в год. В случае если он продолжит работать после выхода на пенсию и при этом откажется от трудовой пенсии, то государственная поддержка на время работы гражданина увеличится в три раза. Платить дополнительные взносы гражданин будет самостоятельно или через работодателя. Дополнительные взносы включатся в состав накопительной части трудовой пенсии и будут аккумулироваться в ПФР.

Для граждан, неучаствующих в системе обязательного пенсионного страхования в ПФР будет открыт счет для зачисления этих взносов. Госсредства из Фонда национального благосостояния будут поступать на эти счета граждан на следующий год после завершения финансового года. Поступившие суммы дополнительных взносов, объединенные с суммами страховых взносов на формирование накопительной части трудовых пенсий, подлежат передаче управляющим компаниям и НПФ по основаниям, в порядке и в сроки, установленные ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Позволю себе высказать некоторые замечания по законопроекту.
Во-первых, не ясно:
a) с кем и в какие правоотношения вступят граждане, решившие вносить добровольные взносы?
б) предусмотрено ли наследование личных накоплений?
в) отдавая деньги в ПФР, лишается ли гражданин права собственности на них?
г) каковы вид и порядок выплаты пенсии?

Во-вторых, не могу не поинтересоваться как долго будет продолжаться «танец с граблями»? - неэффективное использование средств накопительной части пенсии. 90 процентов этих средств (около 300 миллиардов рублей), находящиеся под управлением государственной управляющей компании за 2004 – 2006 годы обесценились по отношению к инфляции на 9, а по отношению к зарплате на 60 процентов. И в эту «топку» бросаются новые десятки миллиардов…

В-третьих, предлагаю простую и надежную модель воплощения в жизнь идеи президента.

Граждане самостоятельно накапливают деньги на дополнительную пенсию. В качестве инструментов для накопления используются депозиты, ПИФы, ОФБу или иные, согласно знаниям, опыту и пристрастиям будущих пенсионеров.

На момент наступления пенсионных оснований накопленные средства переводятся, согласно пожеланию гражданина, на отдельный счет в ПФР. На этот же счет из Федерального бюджета поступает сумма эквивалентная (законодательно регламентируемая) накоплениям гражданина. С пенсионным фондом России заключается договор, в котором определяются размер, порядок, виды и другие существенные положения пенсионного обеспечения гражданина.

Предлагаемая модель практически устраняет опасность обесценивания денег из-за неэффективного управления, снижает инвестиционные риски, предельно упрощает взаимоотношения и обязанности граждан и государства.

comments powered by Disqus